Развитие познавательного интереса у дошкольников.
Познавательное
развитие по ФГОС ДО формируется в комплексе различных образовательных областей.
Все многообразие знакомства с объектами окружающего мира проходит в НОД и
повседневной деятельности детей.
В результате познавательных
действий изучения самого себя, строения человека, его тела у ребенка
формируются первичных представлений о себе.
Благодаря таким проектам, как «Семья,
род, фамилия, составление генеалогического дерева и герба семьи» у детей
появляется интерес к себе и другим людям.
Формирование
первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление о культурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках происходит,
когда мы с детьми рассматриваем предметы
быта, старинные фотографий, военные фотографии и книги на разную тематику. Недавно во время
проведения месячника военно-патриотической и духовно-нравственной работы родители принесли фронтовые письма и даже похоронки,
это было интересно не только детям, но и нам взрослым.
Дидактические
игры, развлечения, знакомство с национальными костюмами разных народов, с кубанским национальным костюмом помогает
ребятам лучше узнать свой родной край. В нашем ДОУ есть кубанский уголок, стенд «Краснодар-Екатеринодар».
Проходят такие тематические недели, как «С днем рождения, Краснодар», «Кубань
родная», «Рождественские гуляния» и т.д.
Первичные
представления о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов, формируются благодаря проектам « Земля наш дом»,
«Лекарственные травы Кубани»; дидактическим играм: «Национальный костюм»,
«Угадай страну по описанию», виртуальным экскурсиям по регионам России.
Познавательная
активность детей дошкольного возраста проходит через разные виды деятельности:
Ø Все мы знаем, что ведущая деятельность дошкольников –
это игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие игры. Сюда
включены разнообразные дидактические игры, познавательные лото, режиссерские
игры на познавательную тематику.
Ø Коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми
и сверстниками). Проведение встреч с ветеранами войны, совместное мероприятие – посадка сирени
«Аллея славы», акция «Земля наш дом родной», беседы с людьми разных профессий (пожарные,
работники ГИБДД) и пр.
Ø Познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними). Это опыты со снегом, льдом, водой, бумагой,
глиной, измерение температуры воздуха, силы ветра, исследовательская
деятельность с растениями и семенами, изучение строения человека. Дети с
интересом экспериментируют сами или с нами, взрослыми.
Ø Восприятие художественной литературы и фольклора.
Проведение викторин, конкурсов, которые проводятся с детьми и родителями, например: «Что за
прелесть эти сказки», «Хлебные истории», проведение народных празднований
«Широкая масленица», «Пасха», «Яблочный спас», «Кубанские посиделки».
Ø Конструирование из различного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный материал (поделки из речного камня,
гальки, листьев, крупы, семян), и иного материала (бусины, бисер, макароны,
цветной песок, графитовая крошка, опилки). Используемый в работе мелкий
материал благоприятно влияет на развитие мелкой моторики рук, особенно для
детей с ОНР.
Ø Изобразительная деятельность. Т.к. я работаю на группе
компенсирующей направленности, особое внимание уделяю продуктивной деятельности. Для развития
познавательного интереса детей на каждую тему по ознакомлению с окружающим
миром выполняется несколько работ (лепка, аппликация, рисование). Особо
интересно детям выполнение коллективных работ.
Важную роль в познавательном
развитии дошкольников играет предметно – пространственная развивающая
образовательная среда, которая обуславливает игровую, творческую,
познавательно- исследовательскую активность, а также экспериментирование с
доступными детям материалами. В групповом помещении предусмотрены зоны для
развития познавательной деятельности.
По
ФГОС ДО на момент завершения этапа дошкольного образования у детей формируются
целевые ориентиры. Целевые ориентиры-
это социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п.; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Эти результаты способствуют
формированию у детей универсальных учебных действий и дальнейшему обучению на
следующих этапах образования.
Комментариев нет :
Отправить комментарий