воскресенье, 18 сентября 2016 г.

От игры в кубики к конструированию

Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков?Начинать необходимо с развития эмоционального положительного отношения ко всему новому. "Увлекая малыша, увлекайтесь сами!" - вот лозунг, подходящий для знакомства с любой новой деятельностью. Азарт, заинтересованность, увлеченность взрослого передается ребенку. Если малыш будет ощущать, что мама или папа играет с интересом, что процесс создания постройки из кубиков притягивает и захватывает самого взрослого, то и он проникается радостным ощущением создания.
Заинтересовать ребенка и включить его в процесс постройки поможет небольшой рассказ или короткая сказка. Кто из детей не любит веселых сказок! И вот мама рассказывает сказку, разыгрывает ее с помощью конструктора и мелких сюжетных игрушек, и у малыша загораются глаза – он увлекается и начинает старательно и помогать героям сказки строить дороги, мосты и города.
 Заинтересовать ребенка и поддержать его активность помогут и детские стихи, песенки. В них есть незамысловатый сюжет, повторяемость, особый ритм, перебор и детализация впечатлений. Многие из них можно обыгрывать с помощью конструктора. 
 Плывет, плывет кораблик,
 Кораблик золотой. 
Везет, везет кораблик 
Подарки нам с тобой! – 
читает мама стихи и на глазах у малыша из двух кирпичиков строит лодку или корабль. 
У нас машины разные,
 би-би; би-би! 
И желтые, и красные,
 би-би, би-би! 
Машины за машинами,
 би-би, би-би!
 Шуршат своими шинами,
 би-би, би-би! 
 Научившись увлекать малыша новой для него деятельностью и игрой, вы наверняка задумаетесь: с чего начать?
 Начните со знакомства с деталями и частями конструктора (лучше всего подойдут деревянные кубики, так как они более устойчивы, чем пластиковые или мягконабивные). Поэтому, принеся из магазина набор для строительных игр, поставьте перед ребенком коробку, вынимайте из нее предметы по одному, ощупывайте, называйте, рассматривайте их, выкладывая на лежащий рядом коврик. Для того чтобы малыш усвоил название фор строительного набора, используйте особый прием – опредмечивание. Ведь любая геометрическая форма похожа на какой-то известный малышу предмет: треугольник – на крышу дома, поэтому назовем ее крышей, а параллелепипед очень похож на строительный кирпич – значит, это кирпичик; куб станет кубиком, цилиндр – столбиком, а полусфера – шляпкой. И не беда, что карапуз не сразу усвоит название геометрических форм, в дальнейшем, в играх и самостоятельной деятельности, он обязательно научится различать предметы по их внешнему виду и названию, а часть названий будет использовать в речи. Вынув все предметы, складывайте их вновь в коробку, выбирая вначале только кубики, потом кирпичики, крыши и столбики.

 Не стоит предлагать малышу сразу весь набор для конструирования, вначале познакомьте его с постройками из одинаковых геометрических форм: стройте узкую и широкую дорожки из кирпичиков, башни и поезд из кубиков.
 Наиболее удобно организовать игру с малышом на полу: можно не опасаться, что постройка упадет или не хватит места для реализации замысла. На полу карапуз может поменять позу, отодвинуться, приблизиться, встать на четвереньки или лечь на живот, не опасаясь при этом разрушить постройку. Кроме того, он будет меньше уставать, чем за столом.
 Для того чтобы заинтересовать ребенка игрой, взрослому необходимо обосновать постройку с помощью небольшого понятного игрового сюжета. И тогда конструирование приобретет определенный смысл, станет игровой задачей.
 Положите на полу голубую ленту – это речка. А вот маленькая кошка, которая жалобно мяукает, пробует воду лапкой и никак не может перебраться через реку. Помогите малышу понять проблемность игровой ситуации и подскажите игровой ситуации один из возможных путей ее разрешения: построить дорогу или мостик через речку. Заранее кирпичики. Покажите, как их нужно приставлять друг к другу узкой стороной. Уложите несколько кирпичиков, предоставив ребенку возможность самому продолжать строительство. Когда дорожка будет завершена, обязательно обыграйте ее, предложив поводить по ней кошку. При затруднении напомните ему, как нужно прикладывать кирпичики, - узкой стороной друг к другу. Такие не затейливые игры знакомят детей с геометрическими мыслительными действиями – примериванием и прикладыванием, учат действовать по показу. К тому же образ дорожки становится узнаваемым.
 Интерес к конструированию у детей возрастает, если время от времени менять сюжет игры и усложнять задачу. Приготовьте для игры набор из разноцветных кирпичиков и две-три машинки. Предложите построить дорожку для каждой машинки. В этой игре важно, чтобы ребенок начал строить дорожку по просьбе взрослого, припоминая, как он это делал раньше, используя показ или готовый образец. Если возникнут затруднения, помогите, положив два кирпичика, а остальное пусть он доделывает самостоятельно. Когда все будет готово, катайте машинки по дорожка и пойте. 
Машина, машина,
 Ты нас покатай. 
Машина, машина,
 Быстрей поезжай!
 Би-би-би, би-би-би! 
Машина, машина
Вези нас домой.
 Машина, машина,
 Приехали! Стой!
 Би-би-би, би-би-би.
                         Р. Некрасова 
Во время игры старайтесь вызвать у ребенка желание подпевать вам: «Би-би-би, би-би-би!». А в следующий раз предложите малышу самому выбрать среди кубиков несколько кирпичиков для строительства дорожки.
 Фантазируйте, создавая все новую и новую сюжетную игру, вводите ранее освоенные постройки в архитектурные ансамбли. Родители лучше других знают и понимают своего ребенка, его интересы и предпочтения, поэтому сами придумывайте новые игры.
 Помните: ни один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным материалом, которая позволяет:
 познакомиться с сенсорными признаками предметов (формой, величиной и цветом) и научиться оперировать ими;
 формировать и совершенствовать определенные типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое примеривание и зрительное соотнесение;
 познакомиться на практике с пространственными соотношениями элементов: правее, левее, выше, ниже, рядом, перед, за;
 развивать мелкую моторику рук и глазомер, учиться соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза;
 формировать конструктивные способности: умение понимать и воспроизводить тот или объект сообразно замысле;
 развивать узнавание образов, воплощать их в постройках, комбинировать знакомые образы в сюжетных постройках; тренировать речевые возможности;
 создавать основу для развития фантазии и воображения.

2 комментария :

  1. Ирина, спасибо за статью, очень согласна с Вашим мнением, что увлекательность родителя (взрослого) легко передается ребенку и он без труда присоединяется к игре. А уж если это сказка... Попросит еще - это точно! И мне нравится, когда рассказ совмещается с действием, это же помогает соображать сразу и мозгами, и ушами, и глазами, и руками (у кого-то, может и ногами). И уже хочется видеть результат своего труда хоть родителю, хоть малышу, верно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Верно! Я надеюсь данная статься так же понравится и родителям маленьких деток, ведь дети так любят конструирование, это такое увлекательное занятие, да и полезное для их развития всесторонне.

      Удалить