Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка»
Задумывались ли вы, почему дети любят играть?
Что даёт игра
ребёнку?
Помните, во что играли вы в своём детстве?
Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”,
но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо
материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и
взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.
Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно -
детям.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для
физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так
как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об
окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности,
мышления и речи.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету,
знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется
потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность,
решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у
детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.
Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к
игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.
Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в
круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат
детей понимать красоту.
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её
организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в их
играх должно быть участия со стороны взрослых.
Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно
побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это
способствует закреплению навыков пользования инициативной речью,
совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию
грамматического строя речи, и т.д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации
(инсценирование какого- то сюжета).

Хороводные игры способствуют развитию выразительности речи и согласованности
слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.
Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она
оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе её ребёнок вслух
разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению
автомобиля, голосам животных и т.д.
В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла
потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей.
Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому
взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу
игрушек.
В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Как это происходит?
В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме
воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют
свои действия: “Мама варит суп”, “Шофёр едет на машине”. Действующие лица
появляются через ролевое перевоплощение в какой- то образ самого ребёнка,
игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых). “Я буду мамой, а ты моя
дочка”,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги. Необходимым
условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является
наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели,
машин различного назначения, и т.д.
Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки,
кубики, и т.д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед
необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим.
Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли,
появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются
игры с правилами.
В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с
правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как
выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои
желания в соответствии с поставленными задачами.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность
дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков
воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются
через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм,
представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они
подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности,
интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.

Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею
руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в
занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая
задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить
игровые действия, добиться результата, выиграть.
В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и
называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых
представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков
(звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.).
В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет
правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать
и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).
Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и
индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу
спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.
В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и
речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно - ролевую
игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я делаю”, “Назови, что
в мешочке”, “Назови предметы синего (красного,…) цвета”, “Кто, как кричит” и
другой тематики) направлены на уточнение знаний детей о цвете и форме,
тренировку в звукоподражаниях и т.д.
С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на
занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно
складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает
предметы по цвету.
Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры,
требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус,
игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные
картинки. Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему- либо в
лёгкой непринуждённой обстановке.
Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то,
используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех
сторон социальной активности детей.
А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно. Особенно к
играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья
(правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят
спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но
очень немногие из наших детей занимаются ими.
Считать же достаточным объём движений, который даётся во время пребывания
ребёнка в детском саду, а тем более в школе, нельзя при самом богатом
воображении.
В системе воспитания в детском саду подвижным играм отводится большое
место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные
движения, формируются такие качества как смелость, организованность,
находчивость, настойчивость, волевые качества (правила - “бежать только после
сигнала”, “бросать мяч с определённого расстояния”, “бежать до условного
места”, “прыгать только на одной или двух ногах”, и т.д.). В играх с мячами,
скакалками, обручами дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко,
далеко.
В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в
пространстве (“Воробушки и автомобиль”, “Хитрая лиса”, “Кот и мыши”, и др.).
Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями способствуют развитию речи
детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а
дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в соответствии текста.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является
заинтересованность в них самих детей. Поэтому игры должны проводиться живо,
эмоционально, непринуждённо.
В коррекционных целях желательно проводить игры со звукоподражаниями, например
“Воробушки и автомобиль”. Если дети (воробушки), с хорошо развитой речью, могут
бегать по площадке молча, то у детей с нарушениями в речи следует вызывать
звукоподражание: “пи-пи-пи” - кричат воробушки, “би-би-би” - гудит автомобиль.
При организации подвижной игры необходимо помнить об её основном назначении -
развитии движений, т.е. детям надо предоставлять возможность удовлетворить свою
потребность в движении.
В игре сначала можно разрешить сделать неограниченное количество хлопков, а
потом показать связь между словом и движением.
Многие взрослые тревожатся по поводу переутомления детей.
Ну, а может ли ребёнок переутомиться, “перебегать” или “перепрыгать”?

Здоровый – нет. По двум причинам: первая - у детей невелик запас выносливости,
они просто физически не могут дать организму, сердцу такую нагрузку, которая бы
была вредной для здоровья. И вторая - часто дети инстинктивно играют достаточно
экономично в энергетическом плане.
Только маме, наблюдавшей за игрой ребёнка, кажется, что её ребёнок беспрерывно
носится часами. На самом деле практически все детские игры предусматривают
чередование нагрузки с отдыхом. Вспомните, как вы играли сами - пробежка -
остановка, пробежка - отдых.
Есть ещё один тип игр - развивающие или “умные” игры (книжки -
раскраски, шнуровки, лото, конструкторы “Лего”, игры – пазлы), которые
развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное
восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение.
Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.
Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах
и явлениях, речи и активного словаря.
Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх,
особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам
и пап.
Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми
в игровом процессе.
В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения,
старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они
- нас.
Хочется закончить своё рассуждение о роли игры в жизни ребёнка словами
известных педагогов:
“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для
них - учёба, игра для них - труд, игра для них- средство воспитания, игра для
дошкольников- способ познания окружающего” - Н.К.Крупская,
“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий
для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему
сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной
деятельности, дать ему пищу для ума” - В.П.Новикова.