среда, 9 декабря 2015 г.

«Роль сказки в воспитании детей»


Сказки для детей - это первая школа жизни. В них малышам показывается как нужно вести себя в разных ситуациях. Особенно важно для них увидеть примеры крепкой дружбы, такой, которая побеждает все невзгоды. Сказки дадут уроки социального поведения и новый повод для игр. Дети, обладая хорошим воображением, легко перевоплощаются в любых персонажей.
Любая сказки ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит.
Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" - рассказывать).
Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается много эпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка - вымысел.
1. Роль сказки в воспитании ребенка.
Особая роль в воспитании детей отводилась сказке. Она, и только она имела в себе такие воспитывающие возможности, с какими и сейчас не в состоянии сравниться самые мощные и современные воспитательные технологии.  
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев.Для детей не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению.
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных.
2. Виды и тип сказок.
 Выделяют три большие группы:
1. сказки о животных
2. волшебные сказки
3. бытовые (сатирические) сказки
Сказки о животных
В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку.
Волшебные сказки
Волшебную сказку отличает от сказок о животных, равно как и от других разновидностей сказочного жанра, свой вымысел и связанные с ним особые формы устного повествования. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека чуда. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно-сказочного сюжета.
Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить. Помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить, во что бы то ни стало.
Бытовые (сатирические) сказки
Такая сказка наиболее близка к повседневной жизни. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п.
Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.
3. Учет возрастных особенностей ребенка при работе со сказками
Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту. В противном случае пользы от сказки не будет - психика ребёнка просто откажется переваривать и усваивать сказку «не по размеру».
Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет полезна ребенку.
Для самых маленьких как нельзя лучше подойдут народные сказки с несложным повторяющимся сюжетом («Колобок», «Репка», «Теремок»).
В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных («Заюшкина избушка», «Маша и Медведь», «Кот и Лиса»). Это возраст, когда детки, подобно обезьянкам, с удовольствием подражают движениям и звукам. С помощью этого можно превратить чтение сказки в занятие.  Очень хорошо, когда действие, совершаемое в сказке, разыгрывается с помощью кукол.
Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. В этом возрасте мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. К таким сказкам можно отнести сказки Г.Х. Андерсена, Ш. Пьеро, и другие замечательные сказки.
Детям старше пяти лет можно начинать читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. К этому возрасту уже становится понятен круг детских интересов, и уже без труда можно подобрать ему литературу. Конечно, эти сказки должны развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение.
Советы родителям
Читать и рассказывать сказки нужно аккуратно, поскольку именно то, что дите начинает фантазировать может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Сказка и ее восприятие должны способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, приносить пользу, но никак не пугать его.
Перед тем, как предложить ребенку почитать сказку необходимо самому пролистать ее. Необходимо обратить внимание чему научит эта сказка ребенка и на каких именно моментах необходимо акцентировать внимание ребенка.
Кроме простого чтения сказки, очень полезно просить ребенка, чтобы он сам сочинил сказку. Это хорошо развивает воображение, творческое начало, а также помогает наблюдать проблемы и желания ребенка. Ребенок может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
А еще хотелось бы заметить, что если даже ребенок уже научился читать, то не стоит прекращать читать ему сказки. Очень хорошо, когда в семье заводят традицию - читать и рассказывать сказки вслух.  В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Комментариев нет :

Отправить комментарий